Вс. Фев 5th, 2023
Микромозаика

Виды микромозаики — что вы о них знаете? На самом деле уществует три вида итальянской микромозаики: флорентийская, римская и венецианская. Как легко догадаться, названия эти произошли от названий городов, где возник каждый из этих видов.

Флорентийская мозаика

Второе название флорентийской мозаики Pietra Dura, что переводится с итальянского, как «поделочный камень». И действительно, именно флорентийские мастера первыми начали использовать цветной камень не только для мозаичного украшения мебели, интерьеров, но и для создания картин, а позднее и украшений.

Ими же был разработан особый стиль мозаики, названный «commesso», что в переводе с итальянского «состыкованный», который за свою историю не претерпел почти никаких изменений. Отличительная особенность этого стиля — тщательная, без швов, подгонка каменных пластинок, расположенных в одной плоскости.

Виды итальянской микромозаики

Виды итальянской микромозаики

Виды итальянской микромозаики

Отличительные особенности флорентийской микромозаики

  1. Во-первых, используются натуральные поделочные камни: агаты, халцедоны, кахолонг, сердолик, роговик, яшма, обсидианы и другие;
  2. В качестве основы обычно использовали черный мрамор. Поэтому фон практически у всех изделий, выполненных в этой технике тоже черный;
  3. Элементы мозаики могут быть разными по форме и по размеру и плотно состыковываются, как паззлы, между ними практически не видно швов;
  4. Поверхность такой мозаики тщательно отполирована.

Римская микромозаика

Возникнув в мастерских Ватикана еще в 17 веке, к 19 веку римская мозаика достигла такого уровня и технической возможности, что некоторые изделия можно рассматривать с сильной лупой или под микроскопом, и только так разглядеть мельчайшие тессеры — кирпичики, из которых составлялось изображение.

Несмотря на то, что термин «микромозаика» был придуман в в 20-м веке коллекционером сэром Артуром Гилбертом, сам вид миниатюрной мозаики появился именно как ювелирные украшения в Викторианскую эпоху. Члены богатых европейских семей путешествовали по Европе, узнавали культуру разных стран. Италия была очень популярным туристическим местом, поскольку имела длинную и славную историю в области культуры и искусства — излюбленных областях в аристократических кругах. Лучшим же подарком из Италии для женщины, живущей в викторианскую эпоху, были украшения, сделанные в «археологическом стиле».

Виды итальянской микромозаики

Отличительные особенности римской микромозаики

  1. Во-первых, при создании изображения использовались тессеры, иногда их называют «смальти». Сначала они были одинаковой формы и размера (квадратные или прямоугольные). Затем их форма стала более разнообразной. И в конце концов они могли полностью имитировать мазок кисти. Даже сейчас туристы, посещающие базилику Святого Петра, зачастую не догадываются, что они видят не живопись, а мозаику!
  2. Во-вторых, типичными сюжетами этой мозаики являются различные архитектурные достопримечательности Рима. Встречаются также изображения насекомых, птиц, собак, кошек и других животных, а также пейзажи, натюрморты и бытовые сценки;
  3. В третьих, ценность изделия римской микромозаики напрямую зависит от размера элементов. Чем мельче тессеры и разнообразнее цветовая гамма, тем более реалистичным выглядит изображение.

Венецианская микромозаика

В Венеции стекольные мастерские начали появляться еще в 5 веке. И многие столетия технологии производства стекла держались в секрете. Уже в IX веке венецианские мастера используют собственные методы изготовления стекла для цветных витражей и мозаик. Не затрагивая здесь трагическую историю производства муранского стекла, обратим внимание на изделия с микромозаикой. Даже в небольших украшениях мы видим тонкую работу стеклодувов, разнообразие рисунков даже в самых крохотных элементах, плавные переходы цвета.

Виды итальянской микромозаики

Виды итальянской микромозаики

Виды итальянской микромозаики

Виды итальянской микромозаики

Отличительные особенности венецианской микромозаики

  1. Во-первых, при создании изображения используются разнообразные формы кусочков. Причем сами кусочки могут содержать переход цвета или элемент орнамента;
  2. Во-вторых, изображения носят более декоративный характер в отличии от стремления к реалистичности в римских микромозаиках;
  3. Основная тематика изображений: цветы и орнаменты.
  4. Венецианская микромозаика очень близка к технике миллефиори, которая также широко использовалась венецианскими мастерами. Основой создания изделий в технике миллефиори служат специальные стеклянные «прутики». Они имеют в сечении нужный мастеру рисунок. Подобные прутики использовались и в создании венецианской микромозаики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *